Рыбалка на Кравотынском плесе

Рыбалка на Кравотынском плесе


Когда речь заходит о Селигере, всегда следует уточнение, о каком именно месте идет речь, поскольку площадь самого озера около 260 кв. км, а береговая линия составляет более 500 км. Для того чтобы гордо сказать, что ловил на всем Селигере, не хватит не только отпуска, но и многих лет. Поэтому наша задача была более скромная, половить спиннингом в окрестностях деревни Заплавье — на Кравотынском плесе.



Кравотынский плес. На всем озере он считается не только одним из самых больших, но и самым рыбным. Рыбы здесь действительно много. При первом выезде наш эхолот буквально зашкаливало от всевозможных символов. Резкие перепады рельефа дна. В общем, места для судака самые подходящие, и вырастает он здесь до очень больших размеров — во всяком случае, поимка 6-8-килограммовых экземпляров у здешних рыболовов бурных эмоций не вызывает. Несмотря на большие глубины — в среднем на плесе около 9 метров, а самые глубокие ямы до 18 метров — местные рыболовы ловят судака только поверху. По ночам он поднимается к поверхности вслед за стаями снетка. Ловят на дорожку или троллингом на снасть, состоящую из нескольких крупных виброхвостов на джиг-головках, привязанных к основной леске через 3-4 метра. Такая ловля достаточно эффективна, но для нас она особого интереса не представляла.

На самом плесе спиннингом можно ловить по-разному. Самый простой вариант — вдоль камыша на вертушку или воблер. Стена камыша шириной 6-8 метров стоит по всему берегу, так что мест для такой ловли, казалось бы, более чем достаточно. Но это только на первый взгляд. И окунь, и щука-травянка, насколько можно судить, держатся в камыше и около него практически везде, но берут только местами. Определить эти места достаточно сложно, дно одно и то же берег тоже. Помогал малек. Стоя метрах в двадцати от стены камыша, приходилось высматривать, в какой стороне малек начнет выскакивать из воды. Как таковых окуневых котлов здесь я не видел, но точки выхода окуня на охоту можно было заметить на расстоянии 50-60 метров. Выход, как правило, продолжался недолго, так что, подплыв на расстояние броска, якорь можно было не опускать. Течения на плесе нет, и при безветренной погоде лодка практически не двигалась. Обычно нам удавалось поймать с одной точки не более десятка окуней весом 100-150 граммов, после этого надо было высматривать новую точку. Чаще всего выходы окуня были не вдоль береговой зоны, а вокруг камышовых островов, которых немало в окрестностях Заплавья. Вместе с окунем периодически попадалась некрупная, до килограмма, щука. Большинство воблеров в этих местах по уловистости проигрывали вертушкам и попперам. Как выяснилось, цвет приманок на Селигере играл значительно большую роль чем в других местах. Здесь практически не работали естественные цвета, а вот различные кислотники, лимонники и другие кричащие расцветки шли, можно сказать, на ура.



Как нам рассказывали, окуни здесь вырастают до 2-2,5 килограммов, но попадаются такие лишь поздней осенью. Как ни азартна ловля окуня и некрупной щуки, меня больше привлекал судак. На самом плесе на спиннинг его реально поймать только джигом. Но здесь практически невозможно обойтись без эхолота. Причем в отличие от других мест с его помощью приходилось искать не только бровки, но и рыбу.

Буквально посреди плеса наш эхолот показал песчаную гряду с глубиной всего 4,5 метра. На малом ходу мы прошли чуть дальше и обнаружили пологий свал, который уходил аж на 12 метров. На самой гряде рыбы не было совершенно, не было ее и на глубинах до 7 метров, а дальше она стояла буквально стеной. Причем слой с глубиной 8-9 метров занимала мелкая рыба, судя по всему подлещик, дальше следовал слой относительно свободной воды, а вдоль дна эхолот показал обилие крупных символов. Щука на такой глубине держится редко, так что, вероятнее всего, это был судак.

Вначале мы бросили якорь в верхней точке гряды и делали забросы к основанию. Приманки явно шли сквозь слой рыбы, но поклевок не было. Встали прямо на склон, на 6 метров — легкие тычки и два судачка по 500 граммов. Пришлось сдвигаться дальше, в результате мы встали на самой глубине, метрах в 20 от начала склона. Забросы делали на гряду и вели приманку вниз. Тут уже дело пошло на лад. Было четко видно, как приманки проходили склон, и как только они достигали основания, шли четкие поклевки. К сожалению, не все они были результативны. Более того, выяснилась интересная закономерность: чем сильнее был удар, тем чаще подсечка оказывалась пустой. Тем не менее за два часа ловли мы вдвоем поймали 8 судаков весом 1-1,5 кг. Судя по всему, там были и более крупные экземпляры, но к этому времени солнце уже поднялось и утренний клев закончился. К тому же начался ветер. Надо отметить, что даже небольшой ветер на Кравотынском плесе поднимает очень высокую волну. Если он дует вдоль, то на маленьких надувных лодках выходить на плес просто опасно. К сожалению, у нас не было GPS, о чем мы очень пожалели на следующее утро, когда так и не смогли встать на то же место, где успешно ловили накануне.



Другое интересное место мы нашли вблизи острова Хачин. Берег здесь низкий, заросший и ничем не примечательный, но прямо от камыша начинается свал, уходящий на 8 метров. Здесь уже была щука. Вначале мы поставили лодку на якорь на глубине и бросали к камышам. Поклевки были, но чаще всего попадался некрупный окунь, а вот когда сменили тактику и стали бросать на глубину, просто привязав лодку к камышам, пошла щука. Ничего трофейного нам поймать не удалось, но десяток щучек весом до 1,5 килограммов выловили с большим удовольствием. Что касается приманок, то при ловле судака лучше всего сработали ядовито-желтые и зеленые твистеры, а вот щуке больше других нравились темные приманки. Самым уловистым оказался практически черный твистер от Mann’s размером 3 дюйма.

Рыбак Рыбака №35 2008